Угорь где водится в россии: как выглядит, где водится и на что ловить

как выглядит, где водится и на что ловить

Интересной особенностью угря является возможность его обитания в пресноводных и соленых водоемах, а также его жизненный цикл.

Описание

Угорь – рыба, которая относится к одноименному семейству (угревых) и может иметь несколько названий: угорь обыкновенный, европейский, речной. Для речного угря характерен зеленовато-бурый оттенок кожи и отсутствие чешуек на животе. Длинное извивающееся тело очень напоминает змею. Обладает маленькой головой и сплюснутым с боков телом. Зубы мелкие, острые. Туловище покрыто слизью, а брюхо и бока светлее, чем спина.

Принято считать, что первые особи угря появились на нашей планете 100 млн лет тому назад в районе современной Индонезии. Обладает поразительной живучестью и способностью жить без воды, если есть небольшое количество влаги.

Размеры угря не превышают 50 см для самцов и 1 метра для самок, но встречаются случаи, когда гигантский угорь достигает двухметровой длины. Средняя масса составляет 3,5-7 кг., максимальный зарегистрированный официально вес  – 12,7 кг.

Места обитания

На сегодняшний день встречается в бассейнах Балтийского, Баренцева, Белого, а также Азовского и Черного морей. Обладает способностью перемещаться по влажной от росы траве и таким способом попадает даже в закрытые непроточные водоемы.

Предпочитает жить и питаться в тихой воде. Держится на самых разных глубинах, но обязательно поблизости должна быть коряга, нора, заросли либо другое укрытие. На охоту выбирается ночью поближе к мелким участкам водоема, однако, не откажется от близко проплывающей добычи и в светлое время суток.

Поведение

Жизненный путь угря начинается в Саргассовом море с икринки размером в миллиметр. Личинка угря сильно отличается от уже взрослой особи, она полупрозрачна. Раньше считалась отдельным видом рыб и имела свое название – «Лептоцефал». Личинка поднимается, подхватывается течением Гольфстрима и находится в пути в течение трех сезонов, дрейфуя с теплым течением к берегам Европы.

Европейский угорь живет в реках около 10-12 лет, после чего совершает обратный путь в море, чтобы дать жизнь потомству и погибнуть. Интересно, что маршрут, который совершает данная рыба, неизменен уже много столетий, и за это время только удлинялся, в результате чего угрям приходится преодолевать по нескольку тысяч километров взрослея.

Нерест (размножение)

Половая зрелость наступает при достижении самцом длины в 29-30 см, а у самки этот показатель равен 42 см. Этот период характеризуется внешними изменениями: увеличиваются глаза, меняется форма и размер головы. Взрослая самка мечет более полумиллиона икринок.

Личинка угря полностью отли

Угорь. Рыба-феномен | Описания и фото животных

Статья П.Ю. Шмидта о проходной (и морской, и пресноводной) рыбе угре читается как захватывающая событийным рядом повесть. Описаны все самые невероятные свойства рыбы-змеи, которая для продолжения рода предпринимает путешествие в 2600 километров. Родители передают потомству настолько сильную генетическую память, что из глубоких вод Атлантического океана, на дне которого отложена и развивается икра, молодь умеет возвращаться обратно в балтийские реки путями, которых никогда не видели. Читателя ожидает описание увлекательнейшего путешествия со многими приключениями, которые выпадают на долю каждого представителя этого вида хищных рыб.

Вы слышали, конечно, о фантастических по своим формам рыбах, которые водятся на глубинах океана. Приходилось вам, вероятно также, рассматривать с любопытством их изображения… Но, сличалось ли вам есть глубоководную рыбу в маринованном или копченом виде? Если нет, то не упустите случая: отправьтесь в ближайший гастрономический магазин и купите к ужину маринованного или копченого угря!..

В этом совете нет никакого преувеличения и ни­какой шутки. Наш обыкновенный угорь, которого ловят в Неве, в Западной Двине, в Висле и во всех небольших реках, впадающих в Балтийское море, в результате новейших исследований, должен считаться глубоководной рыбой. Вы увидите далее, что к тому имеются самые серьезные, можно сказать, неопровержимые основания.

 9481

Невероятные свойства угря

Но не будем забегать вперед! Познакомимся ближе с этой поистине замечательнейшей из наших рыб, она во все времена привлекала к себе внимание и ученых, и простых людей. Ни одна рыба не вызвала такого количества поверий, преданий и… совершенно ложных понятий и представлений, как угорь… Чего только про него не рассказывали и не продолжают рассказывать!

Угорь будто бы имеет обыкновение по ночам выходить на сушу и ползать по полям, где поедает чечевицу, горох и бобы… Когда цапля проглотит угря, он, благодаря гладкости своей кожи, проскальзывает сквозь ее кишечник и выходит наружу; птица опять хватает его, проглатывает, и угорь снова выходит. И так случается до девяти раз, пока угорь не утомится и не умрет в птице… Кровь угря помогает от болей в животе; пьяницу можно вылечить от пьянства, если напоить его вином, в котором перед тем погибли два угря; Лысому можно вернуть его шевелюру, ес

как выглядит, описание, на что клюет, особенности ловли

Рыба угорь отличается довольно своеобразным внешним видом. Неопытный рыболов легко может спутать его со змеёй. Чтобы поймать этого подводного обитателя, необходимо хорошо изучить его повадки и пристрастия в пище.

Описание

До середины девятнадцатого века угря не считали рыбой. Однако более поздние исследования ихтиологов точно определили принадлежность этого необычного существа. Особенностью этого хищника является способность мигрировать на значительные расстояния для продолжения рода или в поисках более кормных мест. При этом в отличие от подавляющего большинства других рыб, он может передвигаться не только по воде, но и по суше.

Интересно! В роду угрей насчитывается множество видов. Российские рыболовы чаще сталкиваются с европейским угрём, который после полового созревания приспосабливается к обитанию в пресных водоёмах.

Максимальная длина угря составляет около 2 м. Основная часть туловища имеет цилиндрическую форму, и лишь ближе к хвосту тело становится плоским. Такое строение идеально подходит для преодоления больших расстояний. В сравнении с туловищем голова имеет очень маленькие размеры. Описание рыбы будет неполным, если не сказать о его маленьких чёрных глазах, которые похожи на змеиные. Морда заострённая, с довольно большой пастью, внутри которой находятся несколько рядов мелких зубов, служащих для надёжного удержания добычи.

Угорь в подсаке
Из-за своей змеевидной формы тела угорь выглядит как большая гадюка.

Верхние и нижние плавники соединены между собой. Брюшных плавников у угря нет. Грудные очень маленькие и не выполняют какой-то особой функции. Чешуя очень мелкая и становится различима для глаза только при более детальном осмотре.

Особенного внимания заслуживают уникальные защитные качества кожи рыбы. Кожный покров имеет значительную толщину и обильно покрыт прозрачной слизью. Во время миграции вне водоёма количество слизи, покрывающей тело, возрастает в несколько раз. Такие защитные функции позволяют угрю преодолевать значительные расстояния по суше, уберегая рыбу от повреждений и обезвоживания. Кроме того, этот удивительный подводный обитатель способен дышать через кожный покров.

Окраска речного угря может быть различной и во многом зависит от водоёма, где обитает рыба. Спина всегда бывает темнее брюха и может иметь как бурый, так и тёмно-зелёный цвет. Молодые особи, как правило, светлее взрослых экземпляров. На первом году жизни угорь вовсе лишён пигментации и имеет прозрачное тело. С возрастом оно постепенно начинает окрашиваться в тёмные тона. У половозрелых особей чешуя приобретает хорошо заметный серебристый окрас.

Где водится

Существенную часть жизни угорь проводит в пресной воде рек, озёр и водохранилищ, однако для продолжения рода вынужден уходить в солёную морскую среду. Он встречается в водоёмах, которые имеют отношение к бассейнам нескольких морей:

  • Каспийского;
  • Азовского;
  • Баренцева;
  • Балтийского;
  • Чёрного.

Через Средиземное море эти рыбы мигрируют в пресные водоёмы Азии, Южной Европы и Северной Африки. Одной из причин широкого распространения угря явилось искусственное зарыбление рек этим хищником. Во второй половине двадцатого века множество представителей этого вида были запущены в водные артерии Оренбургской области. Оттуда они переселились в водоёмы Волжской системы и дошли до реки Урал. Сегодня эти рыбы обитают в Ахтубе и других реках Астраханской области. Нередки поимки угря в Москве-реке. В подмосковных озёрах и водохранилищах также можно поймать этого хищника.

Речной угорь может обитать как в глубине водоёма, так и на его прибрежных участках. Отдельные особи часто встречаются в густой траве, растущей по берегам. Этот вид практически не встречается в водоёмах с твёрдым каменистым грунтом. Для постоянного проживания он выбирает озёра и водохранилища с илистым дном, в которое всегда можно зарыться в случае опасности.

Интересно! Ихтиологи утверждают, что взрослые особи угря способны зарываться в мягкий донный грунт на глубину до 70 см.

Если условия в каком-то обособленном водоёме не подходят для обитания рыбы, она может переползать в другой. Для миграций по суше хищники выбирают ранние утренние часы, когда трава обильно покрыта росой. Во время дождя также высока вероятность встретить меняющих место обитания угрей.

Рацион

Угорь проявляет повышенную пищевую активность с мая по октябрь. Особенно интенсивно он питается после пробуждения от зимнего сна. В это время рыба старается как можно быстрее восстановить жизненные силы и употребляет пищу, богатую углеводами:

  • молодь других видов;
  • моллюсков;
  • крупные личинки водных насекомых
  • червей, смытых в воду весенним паводком.

Составляющие рациона во многом зависят от типа водоёма и возраста хищника. Если в реке угри начинают охотиться на мелкую рыбёшку уже на четвёртом году жизни, то в озере хищнические наклонности проявляются только на седьмой год. В стоячих водоёмах молодые угри предпочитают питаться икрой других рыб и крупными водными беспозвоночными. Первые полгода основу их питания составляют водяные клопы и личинки комаров.

Голова угря
В дневные часы угорь обычно прячется под корягами или зарывается в ил.

С похолоданием воды до 7 градусов хищники впадают в состояние близкое к анабиозу и совершенно перестают питаться. Однако рыболовы-промысловики утверждают, что время от времени угри попадаются в ставные сети даже в середине зимы, это свидетельствует о круглогодичном бодрствовании отдельных особей. Вполне возможно, что зимняя активность этой рыбы связана с индивидуальными особенностями конкретного водоёма.

Читайте также:

Размножение

Нерест угря проходит в Саргассовом море, за несколько тысяч километров от постоянных мест обитания. Икра откладывается на глубине около 400 м. После окончания нерестового периода половозрелая рыба погибает.

Процесс размножения угря изучен довольно плохо, поскольку в естественных условиях понаблюдать за всеми его стадиями не представляется возможным. Трудности изучения связаны с большой глубиной на местах нерестилищ. Известно только, что икромёт проходит при температуре воды около 15 градусов. Взрослая самка весом около 3 кг способна отложить около полумиллиона икринок, размер каждой из которых составляет 1–1,5 мм. Существует 3 стадии развития рыбы угорь:

  • личинка;
  • «стеклянная» форма;
  • взрослая особь.

На первой стадии рыба имеет продолговатую форму листа длиной около 8 мм. На совершенно прозрачном, плоском теле едва заметны крохотные глазки. На первых неделях жизни личинка даже отдалённо не напоминает взрослого хищника и поэтому долгое время считалась отдельным видом. Примерно через месяц она достигает поверхностных слоёв воды и увлекаемая тёплым течением Гольфстрим направляется к берегам Европы. Этот дрейф может занимать до трёх лет.

«Стеклянная» форма имеет длину более 9 см. По мере приближения к материку угорь полностью прекращает питаться и уменьшается в размерах на 1–2 см. Его тело по-прежнему лишено пигментации, однако приобретает змеевидную форму. В таком состоянии молодь доходит до впадающих в море рек. Во время миграции вверх по течению рыба приобретает характерную тёмную окраску.

Третья стадия представляет собой взрослую особь, которая живёт в пресном водоёме на протяжении 10–13 лет. После достижения половозрелости угорь направляется в море на нерест. Перед икромётом цвет его чешуи становится более тёмным и приобретает серебристый оттенок.

Особенности ловли

Угорь проявляет наибольшую активность в тёмное время суток, поэтому ловить его лучше ночью. Для подобной рыбалки, как правило, используют донные снасти, которые забрасываются в наиболее вероятные места кормёжки хищника:

  • русловые бровки;
  • закоряженные ямы;
  • крутые подводные свалы.

На заметку! Поклёвка угря обычно резкая, поэтому дополнительных сигнализаторов поклёвки не требуется.

При малейшем промедлении с подсечкой хищник глубоко заглатывает крючок, и извлечь его становится непросто. В дневное время угорь может клевать на кружки, предназначенные для поимки судака или щуки.

На что клюёт

Так как угорь относится к хищным видам рыб, ловить его следует исключительно на насадки животного происхождения. Для каждого водоёма необходимо подобрать такой тип наживки, который вызывает наибольший интерес у местного хищника. Лучшие результаты показывают следующие насадки:

  • ёрш;
  • пескарь;
  • мясо двустворчатого моллюска;
  • лягушка;
  • выползок.

Улов угрей
Пойманных угрей лучше хранить в ведре с небольшим количеством воды.

Имея при себе набор этих наживок, рыболов всегда сможет рассчитывать на хороший улов. Следует помнить, что во многих регионах России угорь занесён в Красную книгу и в случае поимки его необходимо незамедлительно отпускать в родную стихию.

Обыкновенный угорь Википедия

Речной у́горь[1], или европейский угорь[2], или обыкновенный угорь[2], или обыкновенный речной угорь[2] (лат. Anguilla anguilla) — вид хищных катадромных рыб из семейства угрёвых. В 2008 году был включён в Красную книгу МСОП, как вид «на грани исчезновения»[3]

Описание

Группа угрей на дне водоёма

Обладает длинным телом с буро-зеленоватой спиной, с желтизной на боках и брюшной части. Кожа очень скользкая, а чешуя — мелкая. Тело змеевидное, спереди цилиндрическое, слегка сжатое с боков в задней части. Довольно крупная голова слегка уплощена сверху. Мелкие глаза (диаметр составляет от 1/8 до 1/12 длины головы) находятся над углами рта. На челюстях и сошнике мелкие и острые зубы расположены в несколько рядов. Спинной и анальный плавники срослись с хвостовым. Спинной плавник начинается далеко позади грудных, но впереди анального отверстия. Грудные плавники хорошо развиты, брюшные плавники отсутствуют. Боковая линия хорошо заметна. В грудных плавниках 15—21 лучей; число позвонков — 111 — 119, обычно 114—116[4].

Окраска сильно варьирует. У молодых особей спина тёмно-зеленая, оливково- или серо-коричневая, без отметин, брюхо жёлтое или желтовато-белое, которое у взрослых особей становится серебристо-белым[4].

Достигает двухметровой длины и массы 4 кг.

Личинка угря, лептоцефал, размером 7,6 см.

Биология

Типичная проходная рыба. Большую часть жизни европейский угорь проводит в пресной воде, а на нерест уходит в море. Жизненный цикл с метаморфозом[4]. Охотится ночью на прибрежном мелководье, хотя хватает приманку и днём, если она в непосредственной близости. Питается личинками насекомых, моллюсками, лягушками, мелкой рыбой.

Размножение и развитие

Жизненный цикл угря

Нерестится угорь в 8000 км от мест нагула на глубине 400 м в Саргассовом море, где температура достигает +16 – +17 °C, после чего погибает. Икринки размером около 1 мм, одна самка выметывает их до полумиллиона и более. Развитие начинается с личиночной стадии, когда тело угря напоминает листок ивы. Оно уплощённое, полупрозрачно, и лишь глаза — чёрные. Личинка настолько отличается от взрослого угря, что одно время считалась отдельным видом рыб, и до сих пор имеет особое название — лептоцефал. Личинка всплывает к поверхности воды и, подхваченная Гольфстримом, в течение трёх лет движется вместе с тёплой водной массой к берегам Европы.[5]:260 На подходе к ним, достигнув около 8 см в длину и 1 см в высоту, личинка на время прекращает питание и укорачивается до 5—6 см, превращаясь в стеклянного угря. Он всё ещё прозрачный, но тело уже овальное с боков, змееобразное. В такой стадии угорь подходит к устьям рек. Поднимаясь вверх по течению, он приобретает непрозрачную окраску и становится взрослым речным угрём.

Прожив в реках 9—12 лет, угорь мигрирует («скатывается») обратно в море и отправляется на нерест. В своём движении он, по-видимому, ориентируется по течениям, а согласно отдельным предположениям — и по магнитному полю Земли[6]. Окраска спины становится чернее, а брюхо и бока делаются серебристыми. Только тогда появляются хорошо заметные отличия самцов от самок.

Относительно причин столь дальних миграций угря имеются две гипотезы. Одна связывает их с дрейфом материков, в результате которого узкий водоём, разделявший Америку и Европу в начале третичного периода, постепенно расширяясь, превратился в Атлантический океан. Привычные места нереста угря, по этой гипотезе, с тех пор не изменились, лишь расстояние до них постепенно возрастало, вынуждая угрей преодолевать всё бо́льшие расстояния. Советский ихтиолог П. Ю. Шмидт предложил другую гипотезу, связав дальние миграции угрей с изменениями свойств воды в послеледниковый период. Согласно ей, в то время в северной части Атлантического океана преобладали холодные воды, а путь Гольфстрима пролегал в широтном направлении, от Карибского моря до Пиренеев, противотечение же возвращало его воды обратно к Карибскому морю. Восток этой полосы был местом нереста речного угря, запад — американского угря (известного и теперь своей относительно близкой миграцией), а расстояния до нерестилищ были примерно одинаковы. С потеплением климата Гольфстрим двинулся на северо-восток, относя личинок речного угря к берегам Северной Европы.[7]

В 2016 году впервые достоверно доказано, что угри из бассейна Средиземного моря выходят в Атлантику и, скорее всего, нерестятся в Саргассовом море. Ранее это предполагали, но полной уверенности не было[8].

Ареал и среда обитания

Обитает в водоёмах бассейна Балтийского моря, в гораздо меньшем количестве — в реках и озёрах бассейнов Азовского, Чёрного, Белого, Баренцева, Каспийского морей. Водится во многих водоёмах европейской части России.

Способен по мокрой от дождя или росы траве преодолевать значительные участки суши, перебираясь из одного водоёма в другой и оказываясь таким образом в замкнутых, бессточных озёрах. Предпочитает тиховодье, однако встречается и на быстром течении. Держится в нижних слоях на разной глубине и любом донном грунте в укрытиях, которыми могут быть: нора, валун, коряжина, густые заросли травы.

Консервы «Угорь в желе»

Взаимодействие с человеком

Является объектом коммерческого промысла. Мировой вылов составлял (тыс. т): 1989 г. — 11,4; 1990 г. — 11,1; 1991 г. — 10,1; 1992 г. — 10,7, 1993 г. — 9,5; 1994 г. — 9,4; 1995 г. — 8,6; 1996 г. — 8,5; 1997 г. — 10,1; 1998 г. — 7,5; 1999 г. — 7,5; 2000 г. — 7,9. Речных угрей ловят в основном крючковой снастью, ловушками и другими орудиями лова; является объектом спортивного рыболовства[4]. Мировой объем аквакультурного разведения угря в 2004 году составил 248 тыс. т, из которых 178 тыс. т приходилось на Китай, основной потребитель угря – Япония[9]. Европейского угря на фермах выращивают из личинок, вылавливаемых у побережья Западной Европы[10].

У европейского угря очень мягкое, вкусное мясо. Его можно жарить, коптить и мариновать. Из угря вырабатывают консервы «Угорь в желе»[4]. В Северной Германии Суп из угря — традиционное блюдо.

В 2010 году Гринпис добавил речного угря в свой Красный список (список рыб, продаваемых в обычных супермаркетах по всему миру, но имеющих большой риск исчезнуть из-за неумеренного лова)[11].

В 2019 году в Финляндии введены крупные штрафы за вылов редких рыб, включая речного угря, вне сезона ловли или меньше установленных размеров[12]. Также, из аквариума музея рыболовства в Асиккала на свободу была выпущена сороколетняя самка угря, обнаружившая в неволе признаки миграционной депрессии[13].

Примечания

  1. ↑ Позвоночные животные России: речной угорь
  2. 1 2 3 Решетников Ю. С., Котляр А. Н., Расс Т. С., Шатуновский М. И. Пятиязычный словарь названий животных. Рыбы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1989. — С. 105. — 12 500 экз. — ISBN 5-200-00237-0.
  3. Anguilla anguilla (англ.). The IUCN Red List of Threatened Species.
  4. 1 2 3 4 5 Промысловые рыбы России. В двух томах / Под ред. О. Ф. Гриценко, А. Н. Котляра и Б. Н. Котенёва. — М.: изд-во ВНИРО, 2006. — Т. 1. — С. 90. — 624 с. — ISBN 5-85382-229-2.
  5. Богоров В. Г. Жизнь океана // За тайнами Нептуна : книга. — М.: Мысль, 1976. — С. 226—277.
  6. Городницкий А. М. Рыбы плавают «по компасу» // За тайнами Нептуна : книга. — М.: Мысль, 1976. — С. 327—332.
  7. ↑ Жизнь животных. В 7-и т. / Гл. ред. В. Е. Соколов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1983. — Т. 4. Рыбы. Под ред. Т. С. Расса. — С. 205—212. — 575 с. — 300 000 экз.
  8. Elsa Amilhat, Kim Aarestrup, Elisabeth Faliex, Gaël Simon, Håkan Westerberg, David Righton. First evidence of European eels exiting the Mediterranean Sea during their spawning migration // Scientific Reports. — 2016. — № 6. — ISBN 2045-2322.
  9. www.megafishnet.com. Обзор мирового производства угря | Бесплатные | НОВОСТИ ОТРАСЛИ — FishNet.ru (неопр.). www.fishnet.ru. Дата обращения 11 июня 2020.
  10. ↑ Европейский угорь. Размножение и разведение (неопр.). aquavitro.org. Дата обращения 11 июня 2020.
  11. ↑ Greenpeace International Seafood Red list
  12. ↑ За лов редких рыб ввели большие штрафы (неопр.). yle.fi. Служба новостей Yle (2019-5-10). Дата обращения 12 мая 2019.
  13. ↑ Угорь Вяйски из аквариума музея рыболовства отправился в Саргассово море (неопр.). yle.fi. Служба новостей Yle (2019-7-7). Дата обращения 7 июля 2019.

Литература

Ссылки

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ »» Архив блога »Формирование и развитие личностных УУД на уроках Россия в центре внимания

С 2020 года завершается переход на ФГОС ОО. Системно-деятельностный подход – основа новых стандартов – позволяет универсальные учебные действия, формирование которых поможет учащимся выйти на значимые результаты и сформировать умение самостоятельно учиться, планировать свою деятельность. УУД помогут также создать творческое и критическое мышление – ведущие компетенции в современном мире.

Автор : Юлия Ваулина, кандидат филологических наук, доцент, автор УМК «Английский в фокусе» 5-9

Ключевые слова: универсальные учебные действия, гражданская идентичность, национальное самосознание, самоопределение, В центре внимания Россия

Настроение:

Город:

Новая парадигма образования нацеливает деятельность учителя на уроке на достижения всех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.Приоритетным по ФГОС развитие личности, раскрытие возможностей детей в процессе обучения, в нашем случае, иностранному языку.

Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Формирование и развитие личностных УУД – шаги в направлении достижения этой главной цели.

Первое, о чем в этой связи необходимо сказать, – формирование и развитие гражданской идентичности и национального самосознания. Учащиеся должны осознавать себя гражданами России и уметь говорить на иностранном языке о своей стране, ее проблемах и достижениях. Уметь сравнивать, проводить аналогии. Но чтобы рассуждать, дискутировать, выражать свое мнение и отношение, надо знать как можно больше о своей стране. Именно поэтому материалы о России в учебнике «Английский в фокусе» 5-9 представляют в формате журнала для подростков, стимулирующую актуальность тем и интерактивными заданиями интересующих учащихся к родному краю, своей стране, английскому языку как средству познания.

Журнал открывается редакционная статья – обращением к читателю на первой странице – содержание журнала. Журнал регулярную работу с материалами о России в каждом модуле. Формат журнала позволяет использовать данные материалы при работе и по другим учебникам.

Такое важное личностное УУД как гражданская идентичность включает четыре компонента.Первый из них – понятийный, или когнитивный , –подразумевает создание историко-географического образа своей страны. А это, в свою очередь, предполагает знание своего края, региона, республики, их достижений и культурных традиций, культурных памятников. Очень важны материалы, тексты о родной стране, народов и этнических групп России. Когнитивный компонент – основа для развития ценностного и эмоционального компонентов (второй и третий), которые подразумевают чувство гордости за свою страну, уважение к истории страны.Четвертый, поведенческий, компонент опирается на первые три.

В 5 классе второй урок о России посвящен двум республикам – Чувашии и Башкортостана. Текст информативен и служит образцом для построения высказывания о родном крае. Сам текст интересен своим содержанием, однако прежде всего как материал для обсуждения и сравнения. Задание по прочтению текста нацеливает учащихся на пристальное знакомство со своим краем, своей малой родиной.Учащиеся самостоятельно собирают материал о своей республике, крае, районе, анализируют его, выделяют главные факты – это и есть первый шаг к формированию гражданственности. Интерактивность задания (учащимся предлагается продвинуть свое описание на сайт журнала) продвижение учащегося в учебный процесс и в то же время осознание многонациональности нашей специфики, специфики своего региона как части большого государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному развитию, гражданскому воспитанию.При работе с данными также происходит формирование и развитие навательных УУД: умение работать с информацией, анализировать ее, выбирать главное, излагать полученную информацию, интерпретируя в контексте решаемой задачи.

Знание истории, знакомство с историческими и культурными памятниками, старинными народными традициями и на основе прочитанного более пристальный интерес к своей малой родины формированию личностного самоопределения и идентичности.В 5 классе разговор есть текст о музеях старинного быта, музеях под открытым небом, где представлены сохранившиеся старинные деревенские дома. Что такое русская изба и «красный угол»? Как раньше жили крестьяне, организовывали свой быт? Формирует национальный самосознание, формируя традиции самосознания.

В 8 классе учащиеся знакомятся с древним памятником, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охранного государства, -музеем- заповедником Кижи.

Задания не на пересказ текста, а его анализ. Почему такие сооружения важны для нас? Чему могут научить нас сегодняшних объектов жизни прошлых столетий, и важно ли это? Уровень компенсаторной компетенции подростков позволяет выразить свое мнение и отношение. Это яркий пример работы по развитию ценностного и эмоционального компонентов. В 9 классе в центре внимания московский Кремль как историческое здание и как символ государственности.Задания стимулируют познавательную деятельность школьников – узнать больше об истории и о музеях Кремля. Что такое Кремль для России сегодня? Почему он является символом государства? Обсуждение этих вопросов – путь к формированию идентичности и национального самосознания.

В качестве примера изучения русских традиций и праздников можно привести урок 5 класса, посвященный Масленице. Изученный материал (общая тема модуля – «Праздники») переносится на личный опыт учащихся. Задания (Вам нравится Масленица? Почему? Как вы отмечаете ее в вашем районе?) Требуют от учащихся осмысления знаний и опыта почву для своих сопоставлений с культурными традициями других народов.

Урок национальных костюмах народов России в 8 классе (рисунок 6) – продолжение работы на уроке Уголок культуры. Учащимся может быть предложено указать свои поиски в коллективных творческих работах (рисунках, коллажах ) . Развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных культур – итог урока.

Действия нравственно-этического оценивания на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся являются приоритетными личностными УУД.Возможности УМК «Английский в фокус» позволяет учителю решать задачу формирования духовных способностейиков. Чтение и обсуждение материалов, проекционных нравственных проблем, позволяет учащимся оперировать категориюми нравственности, задуматься о тех, кто рядом, сделать свой нравственный выбор, развитию эмпатию, участие, сострадание. В 7 и 8 классах они знакомятся с выдающимися людьми современности, которые в силу обстоятельств стали инвалидами, но не сломались и многого достигли в жизни.В 9 классе в одном из уроков Россия в центре внимания речь идет о паралимпийском чемпионе лыжнике Романе Петушкове (рисунок 7). Обсуждение учитель строит на проблеме преодоления трудностей. Какой пример нам сообщать такие люди? Каких людей мы считаем настоящими героями? За что мы восхищаемся определенными людьми? Ответы на эти вопросы требуют от подростков нравственного оценивания, осмысления своей позиции и поведения.

В подростковом возрасте пред учащимися стоят сложные задачи: найти себя, укрепить собственное «я», понять, кто ты и чего хочешь в жизни.Переходный возраст полон драматизма и переживаний, внешних и внутренних. Проблемы, связанные с этим периодом, находят свое отражение в материалах учебника, в том числе в разделе «Взгляд на Россию». Материалы о психологической помощи подросткам (рисунок 8), о проблемах общения, взаимодействию подростков, так значимых в этом возрасте, способствуют вовлечению учащихся в обсуждение личного опыта, ставят их в ситуацию выбора, формируя нравственные позиции.

Не является важной работой по формированию таких УУД как самоопределение и действия смыслообразования . Самоопределение – осознание своего места в жизни и обществе, выявление и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях. Это выбор своей позиции, целей и средств для воплощения своих намерений в конкретных обстоятельствах. Результатом планового самоопределения является осознание школьниками своих целей, жизненных и общественных требований, их сопоставление. В уроке 7 класса представлены тексты о двух городах России – Якутске, расположенном в зоне вечной мерзлоты, и подмосковной Коломне.Это дает возможность сопоставить разные жизненные ситуации и обстоятельства.

Обсуждение представленные для обсуждения вопросы: Каков твой образ жизни? От чего он зависит? Где и как ты бы хотел жить, что для этого нужно сделать? – способствует формированию у учащихся самоопределения.

Самоопределение является центральным механизмом становления личностной зрелости, в основе которого лежит личностное самосознание, т.е. осознание и оценка своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Самосознание представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка. Представленный в формульном классе текст, относящийся к модулю 1, интервью с представлением о себе во времени: « Я- реальное » по выражению академика А.Г. Асмолова. Достаточно простой для восприятия текст, однако, он служит толчком для осмысления своего отношения к своей семье, дает возможность построить разговор о семье и семейных взаимоотношениях.Именно семейные ценности наравне с историей и культурой лежат в основе национального самосознания. Материалы Spotlight в России дают возможность работать над развитием многих других УУД, так и познавательных, регулятивных и коммуникативных.

В течение ряда лет методистами центра лингвистического образования (ЦЛО) издательства «Просвещение» велся блог по материалам, присланным пользователям УМК по темам В центре внимания Россия.Это были в основном проектные работы учащихся, выполненные в домашних заданиях. С 2017 года на основе блога начал свою работу всероссийский электронный журнал «В центре внимания Россия» (http://spotlightonrussia.blogspot.com).

Авторы его материалов – учащиеся и учителя, работающие по УМК «Английский в фокусе». Десятки ярких, самостоятельно созданных материалов о родном крае – а за ними – совместные походы, экскурсии, исследования, краеведческая работа, т.е. тот самый практический компонент, без которого нет выхода на учащихся урока, без которого немыслимо формирование компетенций, развитие личности ученика.

Авторы уверены: этот ресурс – ценное дополнение к учебнику. Как писал в статье, посвященной рождению журнала, методист ЦЛО Вадим Беляев: «Что может быть ценнее, чем сотрудничество учеников с учителем! Что может быть ценнее, чем соавторство с тысячами талантливых учителей – пользователей нашего УМК! Мы уверены, что учителями и учениками текстовые материалы и задания будут преподаватели, как в урока, так и на разнообразных элективных занятиях и внеурочных занятиях, нашей родной стране – великой России ».

.

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ »» Архив блога »ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Важнейшей задачи современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, разработанных компетенцией «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет следующие цели обучения иностранному языку: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевая, языковая, социокультурная / межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции; развитие учащихся; формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

настроение: оптимистическое

ключевых слова: формирование УУД, коммуникативная компетенция, ситуации общения, индивидуальная, групповая работа, навыки самоконтроля

город: Оренбург

e-mail: [email protected]

«Ученик не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь»

Важнейшей рекомендации современной системы образования совокупности универсальных учебных действий, обеспечения компетенций «научить учиться» , а не только освоить обучающих конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку :

  • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевая, языковая, социокультурная / межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
  • Развитие личности учащихся.
  • Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Я работаю по УМК Быковой Н. И., Дули Д., Поспеловой М.Д., Эванс В. «Английский в фокусе» для начальной школы (2-4 классы). Формирование УУД в УМК Быковой Н. И. предлагает широкий спектр увлекательных заданий, расширять и углубить изучаемый материал.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка.

Формирование Личностных УУД:

  • Рассказ о себе, своей семье. (Действия самоопределения)
  • Рассказ о своей игрушке.

Личностные УУД делают обучение осмысленным, увязывая их реальными жизненными целями и ситуацией. Личностные УУД выражаются формулами «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли ( сын, дочь, школьник, ученик, одноклассник, гражданин и др.).

Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным классам школьников, что повышает их мотивацию.Во втором классе все модули начинаются со слова «my»: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д.

Примеры заданий:

  • Диалог со сверстниками и учителем. (Действия самоопределения)
  • Использование групповой формы работы. (Действия самоопределения – ученик задает вопросы одноклассникам)

Знакомство с традициями и обычаями родной страны и страны изучаемого языка.(Действия смыслообразования). Учащиеся учатся объяснять, для чего они изучают английский язык, в какой ситуации им пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.

Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание. (Действия нравственно-этического и нравственно-эстетического оценивания материала).

Для формирования личностных УУД с указанной целью я обращаюсь к разделу «В центре внимания Россия», в котором указаны тексты о России по различной тематике.Задания этого раздела не только позволяет сформировать у учащихся способность в элементарной форме родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Выработать жизненную позицию в отношении мира выполняет задание в разделе «В центре внимания англоязычные страны». Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран, воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций.Разделы «Взгляд на Россию» и «Взгляд на англоязычные страны» изучаются, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:

  • Игры в процессе обучения.
  • Разыгрывания диалогов.
  • Составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
  • Тестовых заданий для самоконтроля.

Пример «Введение в тему урока» с помощью разгадывания ребуса.

Действия целеполагания. Ученики определяют цель урока с опорой наглядность и решая ребус. Ребята называют тему урока и задачи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ

Игра «Детективы»

Групповая работа (3 группы)

Каждая группа получает описание портрета человека и разрезанные части портрета.Ребята в группах составляют описание портрета человека, переводят и из разрезанных частей составляют портреты. У каждой группы разные описания и портреты. (2–3 мин). Каждая группа представляет свой портрет и это его. Ученики сопоставляют свои портреты с правильными на слайде.

Игра «Художники»

Групповая работа (3 группы)

Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку и описывают её.

Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности.Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Детям предлагается пролистать страницы модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с…? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, с… параграфом? » и т.д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроке английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся в сотрудничестве с учителем.

Для навыков самоконтроляции в УМК области «Я люблю английский» и «Теперь я знаю». С учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем запускается в первом классе. Второй раздел для самостоятельной работы в классе: выполняя задание, дети сверяют ответы с правильным правильным, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий.Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата. (Действия прогнозирования – предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы. Действия контроля – самостоятельно и оценить результаты работы работы коррекции – выполнить работу над ошибками).

Выполнение теста (Действия контроля и самоконтроля – самостоятельно проверить результаты своей работы по предложенной шкале.)

Индивидуальные карточки (дифференцированные задания) для создания ситуации успеха для каждого ученика. (Действия контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.)

Разыгрывание диалогов. Парная работа. Опираясь на образец, ученики составляют мини-диалоги. (Целеполагание. Планирование действия).

Познавательные универсальные учебные действия :

1) общеучебные;

2) логические;

3) действия постановки и решения проблем.

Примеры:

1) общеучебные

Работа с текстами: обучение чтению.

  • Умение выделять главное;
  • Умение строить высказывания с опорой на картинки;
  • Понимание содержания текста;
  • Составление собственного оригинального текста на основе текста-образца.

Работа с текстами – обучение аудированию.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают общеучебными УД: соотнести картинки с именами и вписать соответствующие букву, сделать альтернативный выбор, закончив предложение, пометить ответ в таблицу.

2) логические

  • Работа с грамматическим и лексическим языком.
  • Умение анализировать.
  • Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности

Коммуникативные УУД

Формируются во всех речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.

Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника.Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише.

  1. Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типовые диалоги общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
  3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия предоставляют возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, уважать партнера и самого себя.

Правила нашей работы:

  • Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.
  • Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
  • Преподаватель должен получать удовольствие от занятий каждым с детьми.

Я считаю, что программа формирования УУД актуальна, и каждый учитель, внимательно прочитав ее, сможет увидеть урок через призму УУД и будет учить детей учиться.Хочется закончить свои мысли цитатой немецкого философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

.

Проект “Формирование универсальных учебных действий в рамках предмета” Английский язык “в основной школе”

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

« Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования »

( модуль инвариантной части по квалификации
5 по именательному предмету :

«Формирование универсальных учебных действий в рамках предмета« Английский язык »в основной школе»

Срок выполнения проекта: 30.11.2015 – 11.12.2015

Разработчик проекта:

Трусова Инна Альбертовна,

МБУ «Школа №82» г.о.Тольятти,

учитель английского языка,

сот. тел.: 89277875800

Проект допущен к защите:

«__» ______________2015 г.

Руководитель проекта:

__________ Прокофьева Н.В.

Контакты: 89278977561

е-mail: nvprokof @ gmail.com

Тольятти,

2015

Содержание

Аннотация …………………. …………………………………. ……… .. 1

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта…. …… .. ……………………. …… 1

Объект проектирования. ………. …………………………. ……. …… ..… 2

Предмет проектирования ……… .. …………………………………… .. 2

Гипотеза проекта ………………… .. …… ……………………………… 2

Цель проекта …………………………………………………………… 2

Задачи проекта …………… …………………………………………….2

Раздел 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Этапы и реализация проекта ………………. ………… ..… 3

2. Ожидаемые результаты проекта ……. …………………… ……… 4 – 8

3. Ресурсы, эффективные проекта … …………… ..… 16

4. Список используемых документов и источников информации ……………………………… ……………………………. 19

Аннотация

Современное информационное общество высоко оценивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и часто переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, функциональные, деятельностные качества. Другими словами, школа обязана ребёнка: « научить учиться », « научить жить », « научить жить вместе », « научить работать и зарабатывать ».

В современный

.

Таблица универсальных учебных действий с учетом требований ФГОС. Английский язык. Старшая школа

Универсальные учебные действия. / УУД / Старшая школа

Составила Петриченко Н.Н. МАОУ “СОШ№ 50” г. Пермь

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми принципами поведения и нормального поведения). в социальных ролях и межличностных отношениях

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ идентичности личности).

Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивающее усваиваемого руководства из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать практику

3.Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

4. Желание осваивать новые виды деятельности

5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе

6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм

8.Осознание как гражданин, как представителя народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент)

9.Создание целостной картины мира и собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества

10.Развитие критического мышления, ценностных ориентаций, чувств и эмоций

11. Адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра, (контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Общение и взаимодействие с ) -умение слушать и слышать друг друга;

-умение с достаточной полнотой

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

умение представлять и сообщать в письменной и устной форме;

-готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

-умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами своего языка

-речевые средства для дискуссии и аргументации й позиции;

Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает

понимание возможностей различных точек зрения, совпадающих с собственной ;

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции;

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *