Обтекаемая форма тела это: Обтекаемая форма тела рыбы / Зоология для учителя

Обтекаемая форма. Движение. Теплота

Обтекаемая форма

Движение в воздухе, как мы говорили выше, почти всегда «быстрое», т.е. основную роль играет турбулентное, а не вязкое сопротивление. Турбулентное сопротивление испытывают самолеты, птицы, парашютисты. Если человек падает в воздухе без парашюта, то через некоторое время он начинает падать равномерно (сила сопротивления уравновешивает вес), но с весьма значительной скоростью, порядка 50 м/с. Раскрывание парашюта приводит к резкому замедлению падения – тот же вес уравновешивается теперь сопротивлением купола парашюта. Так как сила сопротивления пропорциональна скорости движения и размеру падающего предмета в одинаковой степени, то скорость упадет во столько раз, во сколько изменятся линейные размеры падающего тела. Диаметр парашюта около 7 м, «диаметр» человека около одного метра. Скорость падения уменьшится до 7 м/с, c такой скоростью можно безопасно приземлиться.

Надо сказать, что задача увеличения сопротивления решается значительно легче, чем обратная задача. Уменьшить сопротивление автомобилю и самолету со стороны воздуха или подводной лодке со стороны воды – важнейшие и нелегкие технические задачи.

Оказывается, что, изменяя форму тела, можно уменьшить турбулентное сопротивление во много раз. Для этого надо свести к минимуму турбулентное движение, являющееся источником сопротивления. Это достигается приданием предмету специальной, как говорят, обтекаемой формы.

Какая же форма является в этом смысле наилучшей? На первый взгляд кажется, что телу надо придать такую форму, чтобы вперед двигалось острие. Такое острие, как кажется, должно с наибольшим успехом «рассекать» воздух. Но, оказывается, важно не рассекать воздух, а как можно меньше потревожить его, чтобы он очень плавно обтекал предмет. Наилучшим профилем движущегося в жидкости или газе тела является форма, тупая спереди и острая сзади*14. При этом жидкость плавно стекает с острия, и турбулентное движение сводится к минимуму. Ни в коем случае нельзя направлять острые углы вперед, так как острия вызывают образование турбулентного движения.

Обтекаемая форма крыла самолета создает не только наименьшее сопротивление движению, но и наибольшую подъемную силу, когда обтекаемая поверхность стоит наклонно вверх к направлению движения. Обтекая крыло, воздух давит на него в основном в направлении, перпендикулярном к его плоскости (рис. 111). Понятно, что для наклоненного крыла эта сила направлена вверх.

С возрастанием угла подъемная сила растет. Но рассуждение, основанное на одних лишь геометрических соображениях, привело бы нас к неверному выводу, что чем больше угол к направлению движения, тем лучше. На самом же деле по мере увеличения угла плавное обтекание плоскости все затрудняется, а при некотором значении угла, как это иллюстрирует рис. 112, возникает сильная турбулентность; сопротивление резко возрастает, и подъемная сила падает.

перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. определите консумента третьего порядка в составленной цепи. прошу помогите это сор ​ — Знания.

org

1) Водной среде.

2) Наземно-воздушной среде

3) Почвенной среде

4) Организменной среде

2. Все элементы окружающей среды, влияющие на организмы, называются:

1) Абиотическими факторами.

2) Экологическими факторами.

3) Биотическими факторами

4) Антропогенными факторами.

3. Воздействия друг на друга организмов одного или разных видов, –

1) Биотические факторы

2) Антропогенные факторы

3) Абиотические факторы

4) Ограничивающие факторы

4 . К антропогенным факторам относится

1) Разлив реки во время половодья.

2) Поедание хищником жертвы

3) Землетрясение.

4) Осушение болот

5 . Производители органических веществ в экосистеме –

1) Продуценты

2) Консументы

3) Редуценты

4) Животные

6 . Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы, –

1) Паразитизм

2) Симбиоз

3) Конкуренция

4) Хищничество.

7 . Согласно правилу экологической пирамиды, сколько вещества и энергии переходит на следующий трофический уровень:

1) 30%

2) 100%

3) 10%

4) 50%

8 . Ярусное размещение надземных частей растений в лесу – это приспособление к использованию

1) Воды

2) Солнечного света

3) Углекислого газа

4) Минеральных солей.

9. Агроценозы в отличие от биогеоценозов

1) Существуют без вмешательства человека

2) Более устойчивы

3) Созданы человеком

4) Имеют замкнутый круговорот веществ.

Задание 2 Установите соответствие между живыми организмами и их ролью в экосистеме.

Растения и животные Компоненты экосистемы

А) прибрежная растительность

Б) рыбы

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) моллюски 1) продуценты

2) консументы

I. 1- а,г,д 2- б,в,е

II. 1- б а,д 2-в, г,е

III. 1- а,б,в 2- г,д,е

IV. 1- а,в,г 2- б,д,е

Задание 3

Дайте полный развёрнутый ответ

С1. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

ПРОШУ ПОМОГИТЕ ЭТО СОР ​

Урок биологии в 7-м классе по теме “Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб”

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.

3’  Ребята, вы слышите звуки моря. Сегодня на уроке мы познакомимся с жителями морских глубин – рыбами. Тема урока «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».

– Вот она тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?

Организуется работа по заполнению схемы. Ученики называют особенности строения рыб в связи с жизнью в воде. Получается схема:

Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить  – это как передвигаются рыбы.

Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!

У каждого из вас на столе есть программа – это ваш путеводитель (Приложение 1)  и лист учета – ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе.

Примечание. Далее учитель говорит на фоне шума волн.

Рыбы – это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые  послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.

СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ».

1+1’ Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

  1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …
  2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …
  3. Под хордой расположена … система в виде трубки.
  4. Для хордовых характерна …  симметрия тела.
  5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …

Самоконтроль.  Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание. Музыка и видеофрагмент плавающих рыб с признаками хрящевых (акулы) и костных (окуня) рыб.

Погружение прошло успешно, мы видим проплывающих мимо нас рыб. Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку на следующей станции.

СТАНЦИЯ «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ».

3’         Цель: изучение классификации рыб.

Задание:   Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.






Признаки Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы
1. Скелет    
2. Наличие жаберной крышки    
3. Наличие плавательного пузыря нет есть
4. Расположение рта    

Примечание: можновоспользоваться информацией в учебнике В. В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» § 21 стр. 97 раздел «Хрящевые рыбы».

1’  Взаимоконтроль.  Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Итак, мы познакомились с классами рыб, теперь давайте попробуем выяснить как же рыбы приспособились к жизни в водной среде. Отправляемся в путь,  

СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!»

Ребята, а какова цель посещения этой станции? Найдите ее в своей программе.

5’  Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня:  (ответы записывать в лист контроля)

  1. Рассмотрите рисунок 83 на стр. 99.  Какие отделы тела есть у рыб?
  2. Прочитайте на стр. 97 в разделе «Костные рыбы» 1й абзац. Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему.

Задания повышенного уровня сложности:

3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите:

    1 вариант – самую быструю рыбу;

    2 вариант – самую медленную рыбу.

4.  Прочитайте текст и объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?

Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.     

5.  Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ +1 балл, максимально 5 баллов.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание:  Музыка + видеофрагмент, демонстрирующий различную окраску рыб.

Ребята! Посмотрите, какие разные по окраске рыбы проплывают мимо нас, они словно демонстрируют нам свои наряды. Вот мы и прибыли на следующую станцию.

СТАНЦИЯ «ДЕФИЛЕ». Какова цель посещения?

3’ Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.

Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

1 колонка – рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.

2 колонка  – почему окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней?

3 колонка  – почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела  и очень яркие?

Взаимоконтроль.      Критерии оценкиза индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Но, как, рыбы приспособились не только жить в воде, но и передвигаться в ней порой с огромной скоростью. Давайте посетим следующую станцию.

СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО».

5’ Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде.

Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)

1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и  плотность (воды равна 1).

2. Этим сопротивлением является сила трения.  Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения? 

Чешуя и  слизь. Каково их назначение?              

Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Рост чешуи и годичные кольца.

Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?

Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – жир.

3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?

Стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь – это, наполненный газом (О2 или у сига чистым N2) мешок, который заполняется газом из газовой железы. Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку?

Внутри подлодки есть большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри – остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.

5.  Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?

Плавники и мышцы.

Плавники:

а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – горизонтальное положение, повороты,  движение вверх, вниз.

б) непарные: спинной, анальный, хвостовой – движение вперед.

Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется  волнообразно.

6. Боковая линия.

7. Жабры.

8. Вкус и обоняние.

9. Какие функции плавников использует человек? (по рисунку лодки)

Киль у лодок и кораблей – спинной плавник. Руль  – хвостовой у рыбы. Рули глубины и весла – парные плавники. Ласты – лучи плавников.

3’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.







Особенности строения Приспособления к жизни в воде
1. Чешуя А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
2. Слизь Б. Обеспечивает плавучесть.
3. Обтекаемая форма тела В. Уменьшает силу трения
4. Плавники Г.Осуществляют движение.
5. Плавательный пузырь Д. Придает форму и защищает.

Взаимоконтроль.  Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Итак, мы побывали на разных станциях и изучили рыб, давайте подведем некоторые итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.

Если вы набрали 19 баллов и больше, просто здорово! Вы – молодец!

Если – 15-18 баллов, очень хорошо!

Если – 11-14 баллов, надо поработать еще! Если 10 и меньше, очень жаль!

А сейчас вы сможете улучшить свой результат, выполнив лабораторную работу.

СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» (Контроль учителя).

7’     Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».

Оборудование: ванночки с рыбой.

Ход работы: 

  1. Прочитайте всю работу.
  2. Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

Задания 1-го  – базового уровня (обязательные для всех).

  1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба. 
  2. Из каких отделов состоит тело рыбы.
  3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
  4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?
  5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задания 2-го уровня.

  1. Каково значение формы тела?
  2. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.
  3. Назовите виды плавников у рыб.

Задания 3-го уровня.

  1. Какие особенности строения рыб человек применил при изготовлении этого сооружения? (рисунок лодки на доске)

Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа из 4 человек  проводит опыты и готовит мини-выступление.

Задание. 1. Рассмотрите плавающих в аквариуме рыб. Выясните, как реагирует рыба:

1 – на резкий взмах руки у стекла;

2 –  на стук по стеклу;

3 – на опущенный в воду карандаш;

4 – на кормление.

2. Обсудите вопросы в группах и подготовьте ответ.

Как ведут себя рыбы в этот момент? В чем причина такого поведения? Какой можно сделать вывод?

1’     Резюме.    

Цель: подведение итогов.

Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного – это чистая вода, а от человека зависит лишь одно – не мешать. И тогда в печальном списке Красной книги Архангельской области останутся лишь нельма и бычок-подкаменщик, и список не пополнится новыми именами!

Любит дно песчаное бычок,

Чистую, прозрачную водицу.

Малыша такого ты не жарь,

Пусть себе в песочке порезвится!

А сейчас я прошу вас оценить свое отношение к пройденной теме.

1’     Рефлексия.

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.

Задание: выберите букву и запишите ее.

а) понял хорошо;

б) не все было понятно;

в) ничего не понял.

Лист контроля   учени…    7-го класса …  Фамилия, имя………………….

Дата:

Тема урока«Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».    



Название станции Загрузочная Знакомые незнакомцы Полный вперед! Дефиле Это интересно итог Исследовательская
Полученные баллы              

Станция «Загрузочная»

1.

2.

3.

4.

5.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Станция «Знакомые незнакомцы»






Признаки Класс Хрящевые рыбы Класс Костные  рыбы
1. Скелет    
2. Наличие жаберной крышки    
3. Наличие плавательного пузыря нет есть
4. Расположение рта (спереди, снизу)    

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Станция «Полный вперед!»
Задания обязательного уровня:

1.   Отделы тела рыбы:

2.

Задания повышенного уровня сложности:

3. 1 вариант – самая быстрая рыба –

    2 вариант – самая медленная –

4.  Обтекаемая форма тела у рыб для

5. Обтекаемая форма тела имеет следующее приспособительное значение – 

СК         Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 баллов.

Станция «Дефиле» 

ВК      Критерии оценки:    за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Станция «Это интересно»

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).

Ответ записать по форме после таблицы.







Особенности строения Приспособления к жизни в воде
1. Чешуя А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
2. Слизь Б. Обеспечивает плавучесть.
3. Обтекаемая форма тела В. Уменьшает силу трения
4. Плавники Г.Осуществляют движение.
5. Плавательный пузырь Д. Придает форму и защищает.

Ответ: 1  , 2  , 3  , 4  , 5

ВК  Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.

Станция «Исследовательская»

7’    Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции (смотри программу).

Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».

Выполнение работы:

Задания 1-го  – базового уровня (обязательные для всех).

  1. Форма тела рыбы  –
  2. Отделы тела рыбы:
  3. Расположение рта у рыб
  4. Чешуя на теле рыбы –
  5. Органы, обеспечивающие движение рыб.

Задания 2-го уровня.

  1. Значение формы тела
  2. Рыба относится  к классу 
  3. Виды плавников у рыбы:

Задания 3-го уровня.

  1. Человек применил при изготовлении этого сооружения следующие особенности строения рыб:

Итоговая оценка  за работу –

Рефлексия.        Ответ:

Домашнее задание: прочитать § 21, повторить приспособления рыб к жизни в воде.

По желанию:

А) вспомнить пословицы и поговорки о рыбах;

Б) вспомнить художественные произведения, посвященные рыбам;

В) подготовить сообщение по теме «Интересные сведения из жизни Хрящевых рыб».

Класс Птицы Урок 38. Местообитания и внешнее строение тела птиц.Тема урока: Местообитания и внешнее строение тела птиц | Поурочные планы по биологии 6-7 класс

Класс Птицы Урок 38. Местообитания и внешнее строение тела птиц.Тема урока: Местообитания и внешнее строение тела птиц